Эпохи Ренессанса и Рококо Средневековое искусство Искусство Шумера Культура Древнего Египта Культура Мезоамерики. Инкская цивилизация Древнегреческая культура: периоды архаики, классический и эллинизм.

Термин "художник" заменяется словом "мастер"; главными профессиональными категориями становятся технологичность, конструктивность, функциональность, рациональность, практичность, тектоничность, фактурность. Многие художники-конструктивисты стали первыми профессорами в художественно-производственных институтах (= мастерских) ВХУТЕМАСе в России и "Баухаусе" в Германии. Конструктивизм стал лабораторией для дизайна ХХ в. и таких направлений в искусстве. как кинетическое искусство, минимализм, отчасти - концептуализм.

Столь же несомненным представляется, конечно, и то, что каждый период расцвета искусства может совпадать исключительно с периодом экономического подъема.

Если сущность революционных эпох объясняет нам наступление новых эпох в искусстве и неожиданное достижение им исключительной высоты, то упадок революционных сил и тенденции, воцаряющиеся при этом в обществе, дают объяснение, с одной стороны, упадка искусства, с другой же — появления принципа "искусство для искусства", с которым нам постоянно приходится сталкиваться.

Архитектура эпохи великой Французской Революции

Петере. Красавица.

Историческое развитие в послереволюционную эпоху совершается приблизительно следующим образом: когда революционное движение выполняет свою историческую задачу, то стремлением нового господствующего класса — ибо к воцарению такого нового класса сводится вся революционная тенденция времени, поскольку она, конечно, одерживает победу, — является использование своего господства в собственных интересах; новый класс хочет прибрать возможно более сохраннее плоды своей жатвы. Такое благородное старание имеет, однако, шансы на успех лишь в том случае, если новый господствующий класс постарается одновременно убрать возможно скорее из общественной жизни все то, что не только может нанести ущерб его господству, но хотя бы только помешать его попыткам использовать это господство. Образы и формы искусства каждой эпохи вызревали под воздействием ряда нехудожественных факторов. Двадцатое столетие не исключение. Факторами влияния здесь стали, например, стремительные перемены в технике, яркие научные открытия, новые средства передвижения, позволившие увидеть пейзаж планетарным, - с воздуха, из окна, быстрого поезда или автомобиля. На обложках модных журналов начала века будут не только томные красавицы, но и автомобилистки в костюмах для новых амазонок с футуристическим декором.

Альдегревер. Идеальный тип мужчины. Гравюра. 1530. Альдегревер. Идеальный тип женщины. Гравюра. 1530.

Лука Лейденский. Лот предается разврату с собственными дочерьми. Гравюра. 1530. Альдегревер. Ночь. Гравюра. 1553 Выше мы указывали на то, что мы отнюдь не имеем в виду изложить здесь столь недостающую в настоящее время естественную историю искусства, — в нашу задачу входит лишь набросать главные, основные черты. То, что дает нам Италия, показывает и всякая другая страна. Обратимся ли мы к Испании, Франции или Германии, — повсюду возникновение искусства связано с образованием или с развитием городов. Оно процветало только там, где воздвигал свои неприступные твердыни капитал, этот преимущественный фактор нового экономического строя.

Концентрация эстетического в абстрактных цвето-формах, исключающих какие-либо утилитарно-бытовые ассоциации, выводит зрителя на прямой глубинный контакт с чисто духовными сферами. В этом плане многие призведения абстракционизма (особенно работы Кандинского, Малевича, М.Ротко, отчасти Мондриана) могут служить объектами медитации и посредниками в других духовных практиках. Не случайно Малевич ощущал в своих работах близость к русской иконе (см.: Икона), а за его "Черным квадратом" укрепилась репутация "иконы ХХ века". Обозначение, данное изначально с уничижительно-ироническим оттенком, хорошо выразило суть этого феномена.
Эротика в искусстве