Проблема существования доисторических протоцивилизаций Искусство Шумера Культура Древнего Египта Культура Мезоамерики Культура Античного мира Древнегреческая культура

Культура Античного мира

Искусство архаической Греции (10-6 вв.). Два периода - раннеархаический и позднеархаический. Раннеархаический период (10-8 вв.): геометрический стиль в керамике и мелкой пластике. Дипилонские вазы. Возникновение храмового строительства - храмы Дрероса, Спарты, Термоса. Освоение греками Средиземноморья и Черноморья в 8-6 вв., заимствование достижений ближневосточной цивилизации в материальной и духовной сферах. Открытость греков к восприятию культурных достижений других народов

Наблюдения ученых этнографов за жизнью племен, стоящих на первобытном уровне развития, выявили у них формы верований, в основе которых лежит обожествление сил природы, наделение их особой, сверхъестественной силой. Общение со всеми формами природы осуществлялось на основе понимания того, что духовная сущность свойственна не только человеку, но всему в окружающем человека мире. На основе этого тождества существует единство в природе в целом. Особой силой наделялись фетиши природного происхождения: «Люди отгоняли черта магическими камнями. Это были просто куски горных пород с дырой. Но такое отверстие должно быть естественным, а не просверленным рукой человека».*По всей вероятности, такой уровень верований существовал у людей каменного века.

К древним формам религии относятся:

1.Анимизм (лат.anima—душа) — одушевление сил и явлений природы, окружающего мира.

2.Тотемизм (индейск. totem — его род) — вера в таинственную связь между человеческим родом и животным, растением, птицей, которые считались первопредками и покровителями данного рода.

3. Фетишизм — наделение магической силой неодушевленных предметов.

Амулеты придавали энергетическую силу и душевную уверенность людям в эпоху неолита, и сегодня они помогают людям, дают духовную силу. Древние верили, что природные стихии огня, воздуха, земли и воды населены духами. Обыкновенный человек не может их видеть, так как его чувства слишком грубы и неразвиты, но те, кого называли жрецами, шаманами, колдунами, владели методами общения с духами. Древние греки называли духов стихий демонами (греч. daimon — дух, божество). Духами земли назывались у разных народов сатиры, паны, гномы, эльфы, лешие, а духами воды считали нимф, ундин, русалок, водяных. Духи огня — саламандры, а духи воздуха — сильфы, сильфиды и феи.

Древние культуры населены образами духов природы. Фольклор и мифы, сказки и легенды всех народов полны сюжетов, героями которых являются гномы, эльфы, лешие, русалки, феи. Духи природы подразделялись на благих и не благих, вредных и полезных, но почитались одинаково. Дух для первобытного человека — это мир невидимого, но существующего в различных формах живого и неживого.

Очень важную роль в верованиях древних людей играет культ мертвых. Культовые захоронения встречаются уже у неандертальцев 60—40 тыс. лет назад. Способ захоронения один и тот же. Хоронили умершего в неглубокой яме или прямо под полом пещеры, присыпав красной охрой, иногда рядом с умершим хоронили животных. Обряды, связанные с культом умерших, свидетельствуют о пожелании, чтобы человек не вернулся. Покойного не только пеленали, но и наносили ему раны и увечья, а могилу сверху придавливали камнем. Отсюда возник обычай установки надгробий. Покойного пытались «обмануть», вынося не через дверь, а через прорубленное отверстие в стене, которое потом заделывалось. Умершего снабжали всем необходимым (пищей, одеждой, оружием, слугами, лошадьми). Страх перед умершим был сильнее, чем любовь к нему, тем более что любили умершего его родные и близкие, а культ умерших вырабатывался и соблюдался всеми членами первобытного коллектива. Древние люди верили, что мертвые становятся частью мира духов и в новом качестве продолжают сохранять связь с живыми. Духи мертвых могли навредить или помочь, поэтому их боялись, но ждали от них и помощи. Главное — о них помнили и с ними продолжали общаться.

Ученые по-разному относятся к существованию души вообще, а тем более к вере ее существования после жизни. Так, известный английский этнограф и историк XIX в. Э. Б. Тайлор (1832-1917), глубокий исследователь первобытной культуры, считает: «Отлетание души умершего человека из мира живых, ее странствие в далекую страну мертвых и жизнь, ожидающая ее в новом жилище, составляют предметы, о которых примитивные общества имеют по большей части весьма определенные учения. Когда эти верования попадают в руки современного этнографа, он смотрит на них как на мифы — часто в высокой степени ясные и разумные по своему началу, твердые и правильные по своему построению, но все-таки мифы».

Женские глиняные статуэтки. Трипольская культура.

Поскольку весь видимый и невидимый мир, вся природа в понимании древних людей населена духами, очень важно было наладить с ними отношения. Способами общения с духами природы были специальные практические обряды, составившие две большие группы: мантику и магию.

Мантика говорит о том, что первобытные люди знали и понимали: в многочисленных случайностях скрывается всеобщая необходимость, которая позволяет предвидеть события. Есть законы природы, и им подчиняется человек. Знание их может предсказать судьбу. Если мантика — это всевозможные виды гаданий с целью узнать настоящее и будущее, то магия — это воздействие на мир духов при помощи специальных ритуалов и заклинаний с целью изменения обстоятельств в интересах людей. Обрядами руководил знающий и понимающий язык природы человек — колдун, шаман или жрец. Эти люди вырабатывали магические формулы, ритмически сложенные словосочетания-заговоры, настрои. Они знали силу звука, слова, могли приводить настрой человеческой души в резонанс с ритмами природы.

Нужно отметить, что изображения людей в искусстве палеолита почти не встречаются, за исключением большого количества женских фигур из камня, кости и глины. По всей вероятности, человек этого времени еще не осознавал своего индивидуального «я», не выделял себя из природы и коллектива, считая себя их частью, рассматривал себя в единстве и зависимости от создательницы всего — Природы, женского созидательного начала.

В конце XI тыс. до н. э. началось отступление ледников, началась современная геологическая эпоха. Вслед за ледниками на север с юга Африки, Азии двинулись древние люди. Крупные животные в результате похолодания вымерли, охотиться на мелкую дичь, несмотря на изобретение лука и стрел, стало труднее. Видимо, поэтому человек вынужден был искать новые формы хозяйствования. Сначала он кроме охоты стал заниматься рыболовством и собирательством, а затем перешел к земледелию и скотоводству.

История изобразительного искусства древнего мира - первый этап всеобщей истории изобразительного искусства, когда, во-первых, закладывались основы этой важнейшей области духовной и практической деятельности человечества, во-вторых, сложились виды изобразительного искусства - архитектура, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, в-третьих, исполнительское мастерство прошло путь от наивного примитивизма до классического совершенства
Происхождение, основные этапы развития культуры древнего Китая